Николай
СТАРШИНОВ:
«Человек
она была светлый...»
Ещё
о ней – о Юлии Друниной
«Правда»,
22 декабря 1994 г.
Событие
это не может остаться незамеченным нашими соотечественниками: под библейским
названием «Судный час» в издательстве
«Современный писатель» вышла новая
книга стихов Юлии Друниной. Посмертная книга.
Первая посмертная.
Рукопись
этого сборника она сама перепечатала и оставила на видном месте в тот роковой день 20 ноября
1991 года, когда по собственной воле ушла из жизни. Да, уже более двух лет
назад... Но за минувшее время общественный интерес к творчеству и личности
прекрасного поэта и благородного, красивого человека не только не уменьшился,
а, наоборот, возрос. Об этом свидетельствуют и письма в «Правду», авторы
которых после нашей прошлогодней мартовской
публикации о ней вновь и вновь просят вернуться к друнинской
теме. Откликаясь на ваши просьбы, дорогие
товарищи, мы печатаем сегодня беседу с поэтом Николаем Старшиновым — другом
юности и первым мужем Юлии Друниной.
— Николай Константинович,
наверное, прежде всего надо
вспомнить, как вы встретились, как
познакомились. И какой вам увиделась
Юлия Владимировна тогда.
— Это было в
конце 1944 года в Литературном институте имени Горького, куда я пришел на костылях прямо из госпиталя весной,
а она — несколькими месяцами позже. Ходила, как и многие из нас, в солдатских
кирзовых сапогах, в поношенной гимнастерке
шинели. Потом она напишет:
Я
принесла домой
с фронтов России
Веселое презрение
к тряпью —
Как
норковую шубку,
я носила
Шинельку
обгоревшую
свою.
Пусть
на локтях
топорщились заплаты,
Пусть
сапоги потерлись —
не беда!
Такой
нарядной и такой
богатой
Я
позже не бывала никогда.
Несмотря на
стандартную мужскую одежду, нельзя было не заметить, как красива эта девушка.
И я, конечно, сразу обратил на нее внимание. Подумал: на Любовь Орлову похожа
(это был кумир нашей молодости — самая
популярная в то время киноактриса). При первой же возможности после лекций пошел Юлю провожать.
Помню, всю
дорогу мы взахлеб читали друг другу стихи. Понятно,
что большинство их было о войне. И говорили мы в основном о фронте. Но вдруг в
связи с чем-то коснулись довоенного времени, и неожиданно выяснилась удивительная вещь: оказывается, в
конце тридцатых годов мы оба ходили в литературную студию при Доме художественного
воспитания детей, которая помещалась в здании Театра юного зрителя. Боже мой!
Сколько общего вымыло в памяти! Наши руководители — поэт Борис Иринин и
прозаик Исай Рахтанов, товарищи-студийцы, спектакли ТЮЗа,
которые мы все вместе смотрели.
— А какой случай больше всего
запомнился вам из первого времени вашего институтского знакомства?
— Был такой. Однажды, когда я опять провожал
Юлю после лекций, она пригласила меня к себе домой. Родителей не было, но ей,
видно, очень хотелось чем-то меня порадовать. Надо сказать, что все мы тогда
постоянно ходили страшно голодные, и вот
Юля бежит на кухню и возвращается...
с тарелкой супа. Ставит ее передо мной, извиняясь, что нет хлеба. Спрашиваю: а
себе?
— Я свое уже
съела на кухне, больше не хочу.
Начал хлебать
тот суп и чувствую: странный он какой-то. И
на вид, и на вкус. Темно-серый, жутко соленый и совсем пустой. Только на дне тарелки — мелкие кусочки картошки.
Ну, с голоду-то я все проглотил, даже с удовольствием. А пятнадцать лет
спустя, когда мы разводились и пошли после суда в ресторан обмыть эту
печальную процедуру, она почему-то вспомнила, как тогда угощала меня.
— Знаешь, что
это было? Мать картошку «в мундирах» варила, и осталась вода. А я подумала — грибной
суп. Только потом в разговоре с мамой узнала...
— А что же не
сказала-то мне сразу?
— Стыдно было,
и еще я думала, что это может испортить наши отношения...
Согласитесь, наивно, смешно, однако ведь и трогательно.
— Вы, будучи студентами, стали мужем и
женой?
— Да, когда нам
обоим было по двадцать лет. И ее благосклонность я воспринял как величайшее
счастье. За ней же многие в институте ухаживали — между прочим, и ныне широко
известный поэт Наум Коржавин, наш Эмка, с которым мы были друзьями-соперниками
(впрочем, друзьями остаемся и сегодня, непременно встречаемся, когда он приезжает
из Штатов). А когда она стала моей женой, один из приятелей откликнулся стихотворной
шуткой:
Колька,
Юлька и Наум
Собирались
в Эрзерум.
Колька
с Юлькой
едят вишни.
Ну
а Эмка —
третий лишний.
— Вот
вы прожили вместе пятнадцать лет. Скажите, что в характере Юлии Владимировны раскрылось вам
как самое преобладающее?
— Пожалуй, решительность и твердость. Если
уж она что решила, ничем ее не собьешь. Никакой силой. Наверное, это особенно проявилось, когда она добровольцем прямо со школьной парты уходила на фронт. Их семью тогда эвакуировали из Москвы в Заводоуковку Тюменской области, они едва успели кое-как там
устроиться, я родители — школьные учителя были категорически против этого её
шага. Тем более единственный ребенок в семье, да еще очень поздний: отцу
тогда было уже за шестьдесят, он там, в Заводоуковке и
умер...
Словом, Юля
рассказывала мне, как родители уговаривали ее остаться, как плакали, просили.
Но она все-таки настояла на своем.
Я
ушла из детства
в грязную теплушку,
В эшелон
пехоты,
в санитарный взвод.
Дальние разрывы
слушал и не слушал
Ко
всему привыкший
сорок первый год.
Я
пришла из школы
в блиндажи сырые,
От
Прекрасной Дамы
в «мать» и «перемать».
Потому
что имя
ближе, чем
Россия,
Не
могла сыскать.
— Это, конечно, была не просто
решительность, которая иногда сродни упрямству. Видите, рядом сразу возникает
тема России...
— Я боюсь и
избегаю громких слов, но тут должен совершенно честно сказать, что человека, который
более искренне и глубоко любил бы свою Родину — Россию, Советский Союз, чем Юлия Друнина,
за свою жизнь не встречал. Да перелистайте еще раз хотя бы этот недавно
вышедший сборник. Посмотрите, сколько здесь стихов о Родине как о самом заветном, сколь пронзительно звучит эта тема.
Только
вдумайся,
Вслушайся
В
имя «Россия»!
В
нем и росы, и синь,
И
сиянье, и сила.
Я
бы только одно
у судьбы попросила —
Чтобы
снова враги
не пошли на Россию.
Девчонкой вполне
сознательно она пошла защищать Родину. Хотя,
разумеется, не представляла (не могла представить!), какие тяжкие реальные
испытания ее ждут...
— Делилась с вами, каково ей пришлось
на войне?
— Кое-что
рассказывала. Впрочем, все это — опять же в ее стихах. Да я и сам из фронтового
опыта знаю, что значит для женщины война, где и мужику-то зачастую невмоготу.
Это верно говорят: у войны не женское лицо. Даже если самую приземленную,
самую примитивную бытовую сторону взять. Идет, скажем, отряд марш-броском в
тридцать километров, захотел солдат малую нужду справить — пожалуйста, на
ходу. А женщине как быть, если нельзя сойти с дороги? Или месячные — в грязи, холоде, в постоянной скученности...
Надо еще подчеркнуть, кем на войне Юля
была. Медсестрой, санитаркой в пехоте, самом неблагоустроенном роде
войск, и не где-нибудь в госпитале, а на самой передовой, в пекле, где под огнем приходилось некрепкими девичьими руками вытаскивать тяжеленных
раненых. Смертельная опасность и тяжкий труд вместе.
В общем, намучилась и насмотрелась. Отсюда, к примеру, и такие стихи:
Я
только раз
видала рукопашный.
Раз
— наяву. И сотни раз —
во сне.
Кто
говорит, что на войне
не страшно,
Тот
ничего не знает о войне.
В газетах того
времени нередко писалось, что
поголовно все выздоравливающие из
госпиталей рвались обратно на фронт. Увы, не все. Я помню, как при мне двое контуженых в палате симулировали потерю речи, чтобы не
возвращаться в этот ад... А Юля дважды
ходила туда добровольцем.
— Как дважды?
— Ее тяжело ранили, осколок чуть не перебил
сонную артерию — прошел буквально в двух миллиметрах.
Но, едва поправившись, опять рванула на передовую. Только после второго
ранения ее списали вконец, тогда она и пришла в литинститут.
— Вернемся
к началу вашей семейной жизни.
— Тоже очень
нелегкая пора. Мы были студентами второго курса, когда у нас родилась дочь Лена. Ютились в крошечной комнатке, в коммунальной квартире, жили
впроголодь, сверхбедно. Со своими костылями подрабатывать,
допустим, грузчиком я не мог. Часто приходилось продавать одну карточку, чтобы выкупить продукты на остальные. А тут
еще болезнь дочки в первые месяцы...
Однако Юля
переносила всё эти тяготы стоически, как
истинный солдат. Ни разу не услышал я от нее ни жалобы, ни упрека. И
ходила по-прежнему в той же шинели и сапогах, не претендуя на лучшее.
Хозяйкой в быту
она была довольно неорганизованной, как и многие поэтессы, хотя могла очень
неплохо приготовить обед, если было из чего. По редакциям «проталкивать» свои рукописи не бегала. Выдало,
если только услышит, что я или кто-то из однокурсников собирается пойти
в какой-то журнал, попросит: «Покажи там заодно и мои стихи...»
Еще нюанс. Что
там греха таить, иные поэтессы, не брезгуя, вовсю
использовали свою внешнюю
привлекательность, чтобы «пробиться» на страницы журналов и газет. Юле
это было совершенно чуждо. Наоборот, ее красота при крайней неуступчивости и
бескомпромиссности характера помогала лишь наживать врагов среди вождей
литературного мира.
Приведу
типичный пример. Как-то на нее «положил, глаз» один из самых популярных и маститых
тогдашних поэтов. Пригласил зайти вечером
в редакцию журнала «Красноармеец», где работал, чтобы посмотреть стихи для печати. Ну, отправились мы вместе:
всюду, неразлучные, ходили за ручку. А
редакция — в Доме Советской Армии, постовой стоит. Ей пропуск заказан, а
мне нет. Жду. И вот через несколько минут она выбегает пылающая, как огонь.
— Ты представляешь, приставать ко мне вздумал, дурак!
И что говорит? Мол, чего вы боитесь, об этом никто не узнает, а у вас на всю
жизнь останутся воспоминания, что вы были
близки с большим советским поэтом. Пришлось отхлестать его по щекам.
Конечно, после
этого ни строки ее в «Красноармейце» не появилось. Как и в некоторых других
журналах после аналогичных ситуаций. Если же при абсолютной непробойности
и строгом целомудрии автора фронтовые стихи ее
все-таки пришли к читателям, та заслуга в том самих этих стихов. Их искренности и талантливости. Высоко оценил первые произведения Друниной
Замечательный поэт и человек Дмитрий Кедрин, когда мы пришли в руководимое им литературное
объединение при издательстве «Молодая
гвардия». В восхищении от ее «Штрафбата» был Николай Семенович Тихонов.
А на Первом всесоюзном совещании молодых писателей в 1947 году и руководители, и участники семинаров
отмечали глубину чувств в ее лирике, точность, лаконичность, умение афористично выразить мысль.
— Что ж, она оправдала надежды,
которые на нее возлагали, стала известным,
знаменитым поэтом, получив я ответ самое дорогое — читательскую любовь.
Тем более неожиданным для всех оказался ее трагический конец. Николай Константинович, давайте обратимся к
этой горькой странице. О ней уже написано разное, во
хотелось бы услышать ваше мнение.
— Иногда
говорят, что произошла просто нелепая случайность. Какой-то эмоциональный всплеск. Мой и ее друг поэт Коля Доризо сказал даже так:
дескать, если бы я позвонил ей в
тот день, она бы не покончила с собой.
Нет, я уже говорил,
что принятых решений Юля не меняла. И на
этот раз она решила твердо. Готовилась,
предусмотрев и продумав все до мелочей. Ведь ею было написано чуть ли не
десять писем — дочери, внучке, зятю, подруге
Виолетте — вдове фронтового поэта Сергея Орлова редактору своей новой рукописи, в милицию, в Союз писателей. На двери гаража, где отравилась автомобильным газом, оставила записку: «Андрюша, не
пугайся. Вызови милицию
и вскройте гараж». Так что наутро, когда она не отвечала на телефонные звонки и наш зять поехал на дачу,
перед входом в гараж он уже был
предупрежден. Все она учла, и все было благородно...
— А
каковы все же, на ваш взгляд, причины,
приведшие к грустному исходу?
— Причин много. В печати уже приводились строки одного из ее предсмертных писем: «Почему ухожу?
По-моему, оставаться в этом ужасном, передравшемся, созданном для дельцов с железными локтями мире такому несовершенному
существу, как я, можно только имея крепкий личный
тыл...»
Если вдуматься, тут очень многое сказано. И про личные причины, и про
общественные. Личный тыл для нее — это был многие годы кинодраматург Алексей Яковлевич Каплер,
ее второй муж. Относился он к Юле очень трогательно — был ей и мамкой, и нянькой, и отцом. Ходил по
магазинам. Да и почти все другие заботы по быту брал на себя. Но самое основное
— была большая любовь
и был широкий круг друзей, в который
он ее ввел. Когда умер, связи эти стали
рваться, и вообще, по-моему, она
оказалась в растерянности.
«Несовершенное
существо»... Это не только про неприспособленность к быту. Среди поэтов
фронтового поколения она была едва ли не
самым непоправимым романтиком. А
романтика эта не очень-то
вписывалась в новую наступавшую жизнь — прагматичную и жестокую.
— Знаете,
Николай Константинович, из того, что вы говорили о Юлии Владимировне, складывался образ
человека твердого и сильного. Такой она проявила себя и на войне, и после нее.
Такой и мне показалась, когда мы познакомились в последний, год её жизни — в
редакции «Правды», куда она
стала приносить свои
публицистические статьи. Деловая, энергичная. Сама приезжала на
машине. Сбросит кожаное пальто — и за гранки. Но однажды я вдруг увидел, что
это очень ранимый человек. Вычитывая полосу, она отвлеклась и несколько
затормозила дело. В газетной спешке я довольно резко прикрикнул на нее. И она
сразу как-то сжалась, на глазах чуть не слезы... Неожиданная реакция для
сильного человека — бывалого фронтовика! А потом как-то, заговорив о своей
бессоннице, я был поражен ее признанием, что и она не может спать без
снотворных буквально ни одной ночи...
— С первой
послевоенной ночи, по-моему. Тоже эхо и травма войны, которая для большинства познавших
ее не обошлась просто так. Бессонницей
мучилась Юля страшно, причем в последнее время, насколько знаю, все сильнее.
Здесь надо
сказать о том, что я считаю главной причиной ее гибели: именно как стала складываться в нашей стране жизнь за
это последнее время. С размашистой
переоценкой всех былых ценностей, с осуждением всего не только дурного,
но и доброго, хорошего, что было за годы Советской
власти. Я никогда не состоял в партии, что порой даже мешало служебной
карьере, но несправедливость такого огульного
клеветнического отношения к советскому прошлому меня остро беспокоила. А
Юлю с ее взрывной эмоциональностью — тем более. Человек она была светлый и
глубоко советский.
Я
перезванивался с нею почти до самых последних ее дней. И чувствовал, как тяжело
подавлена она обстановкой, сложившейся в стране. Болезненно переживала начавшийся распад Советского Союза. Словно
кровную обиду воспринимала постоянные нападки на нашу армию и мирного, и военного
времени. Немедленно вступала в яростные споры, защищая ее:
Я
люблю тебя, Армия,
Юность
моя!
Мы
— солдаты запаса,
Твои
сыновья.
Зная ее
нелюбовь и даже отвращение ко всякого рода совещаниям
и заседаниям, я был удивлен, когда она согласилась, чтобы ее кандидатуру
выдвинули в депутаты Верховного Совета
СССР. Даже спросил ее: зачем?
— Единственное,
что побудило меня сделать это, — желание защитить нашу армию, интересы и права
участников Отечественной войны, «афганцев».
А когда поняла,
что ничего реального сделать невозможно, вышла из депутатов. Со свойственной ей решительностью.
—
Она поделилась со мной в нашей редакции
своими переживаниями тех дней...
— Ну а самое сильное разочарование, пожалуй, постигло ее после августа 91-го. Тогда она бросилась защищать «Белый дом» в
настроения романтического душевного подъема, с готовностью перевязывать
раненых, рисковать жизнью, как бывало...
Увы, вскоре наступило или начало наступать охлаждение и трезвое прозрение.
— Уже
15 сентября она написала в нашей
газете: «И все же, все же не хотелось бы впасть в
эйфорию. Кое-что беспокоит. Очень!
Не слишком ли подчас легко и лихо
принимаются решения по сложнейшим
вопросам?..»
Больше всего, как и
во время Великой
Отечественной, в ту критическую
пору она думала о судьбе
Родины. Одно из последних стихотворений так и начала:
Безумно страшно за Россию...
Из глубин души это вырвалось. Как и стихотворение, давшее название посмертному сборнику и звучащее словно
последняя исповедь:
Ухожу,
нету сил,
Лишь издали
(Все
ж крещеная!)
Помолюсь
За
таких вот, как вы, —
За
избранных
Удержать
над обрывом Русь.
Но
боюсь, что и вы
бессильны.
Потому
выбираю смерть.
Как
летит под откос
Россия,
Не
могу, не хочу смотреть!
— А
сейчас, если бы Юлия Владимировна
была жива, как бы она, по-вашему,
себя чувствовала?
— Худо. Очень худо. Россия-то по-прежнему летит под откос. Один только факт, что люди в обожаемой
ею армейской форме расстреляли
парламент, она уж точно бы не пережила. И потому мы жили по принципу «Человек человеку — брат», а теперь торжествует если не «Человек человеку — волк», то сугубо деловое,
прагматичное: «Ты —
мне, я — тебе». На
днях соседка, журналистка,
вдруг заявляет: «Здравствуйте, господин Старшинов». Представляете, господином меня обозвала! Хотя
для меня, как и для Юли, слово «товарищ» со школьных лет
свято.
А нынешнее состояние
нашей культуры? Литераторы бедствуют. Печататься негде. Талантливый поэт Николай Дмитриев, автор нескольких
книжек стихов, как и многие другие
его собратья по перу, вынужден торговать газетами в подземных переходах. Прекратил свое существование альманах «Поэзия», который выходил регулярно
трижды в год и который я редактировал 20 пет подряд
с 1972 года. Министерство культуры,
объявив всемирный конкурс
русскоязычных поэтов, где я стал председателем жюри, и
пообещав премии, путевки и издание
итоговой книги, денег ни на что теперь не находит. Сравните: во время войны (!), в 43-м, нас
собирали на совещание молодых поэтов Западного фронта... Выходит, тогда поэзия
была нужна, а сегодня — нет.
— Я
обратил внимание: тираж посмертного сборника Юлии Друниной
— всего 5 тысяч экземпляров. Между тем, уверен книга
эта адресована не только ветеранам, но и молодежи. Поколение фронтовое уходит,
а хотелось бы, чтоб все лучшее от него передалось сегодняшним молодым.
— Патриотизм. Чувство локтя, братства, товарищества. Интернационализм.
Преданность долгу и чести. Подлинное благородство. Умение чисто и верно
любить... Все это я постарался отразить в книжке своих воспоминаний «Планета Юлия», которая готовится к
выпуску в издательстве «Звонница». И все это, конечно, звучит в стихах Юли,
ощущавшей себя «связной между теми, кто жив и кто отнят войной».
Беседу
вел Виктор КОЖЕМЯКО